Для сотрудничества |
НовостиВнимание!
ООО «ЭкоЛогика» переехало в новый офис по адресу:
г. Тверь, ул. Склизкова, дом 27, корпус 2, офис 4
НОВОЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Новые требования к производственному экологическому контролю (далее - ПЭК)
Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» Утверждены: - Требования к содержанию программы производственного экологического контроля. - Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Одновременно утрачивает силу Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Проведена корректировка нормативных правовых актов, на которые ссылается новый приказ. В связи с корректировкой нормативных правовых актов изменились и требования к содержанию программы ПЭК, в частности подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов». Ранее пункт подраздела «Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» разрабатывался в соответствии с отмененным приказом № 205. Согласно новому приказу № 109 этот подраздел называется «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод», как предусмотрено приказом № 903. Приказ № 74 содержит требования, что в план-график не нужно включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу. Приказ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта». Также новый приказ однозначно определяет случаи расчетного метода контроля стационарных источников: - отсутствие аккредитованных методик измерений загрязняющих веществ; - отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов; - выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта менее 0,1 ед. ПДК. Из приказа № 109 однозначно понятна ошибочность включения исследований измерений качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. В соответствии с ним план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предусматривается только для объектов из перечня, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Новый приказ урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС. Также вводятся требование отбора проб в фоновом и контрольных створах и периодичность проверки работы очистных сооружений. Впервые приказ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде: - если бумажный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи - это дата на штампе-отметке о принятии отчета; - если отчет направлен почтовым отправлением, датой подачи считается дата почтового отправления; - если отчет подан в электронном виде, за дату подачи принимается дата размещения отчета в Личном кабинете природопользователя, или же дата размещения в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется. Программа ПЭК, утвержденная до вступления в силу новых требований, является действующей, но после 01.09.2022 ее корректировка должна осуществляться уже по новым требованиям. Новые требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами
Приказ Минприроды России от 15.10.2021 № 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности» Приказом Минприроды России от 15.10.2021 № 755 утверждена Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности. Программа содержит: - описание планируемых результатов освоения профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации в части обращения с отходами; - типовой учебный план с перечнем учебных предметов с указанием времени, отводимого на теоретические и практические задания, с последовательностью изучения дисциплин и распределением учебных часов по ним; - рабочие программы обучения; - условия реализации; - систему оценки результатов освоения при итоговой аттестации. Действующая на сегодняшний день Примерная Программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868, после вступления в силу Приказа Минприроды России от 15.10.2021 № 755 применяться не будет. Новая форма отчетности по обращению с веществами, разрушающими озоновый слой Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» С 01.09.2022 будет действовать новая форма Отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию , утвержденная Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206. Представление в надзорные органы новой Отчетности регламентировано п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206. В связи с этим форма отчетности по обращению с ОРВ, утвержденная п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», утратит силу с 01.09.2022. Новые требования к системе учета отходов от использования товаров Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 868 «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 868 утверждено Положение о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров. Положением утверждены: - оператор системы учета отходов - публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». В настоящее время оператором системы учета отходов является Росприроднадзор; - список информационных подсистем, которые входят в систему учета отходов; - поставщики информации в систему учета отходов, требования к представлению информации в систему, а также формы, в соответствии с которыми данная информация представляется. Будет действовать новая подсистема «Реестр товаров и упаковки товаров, в отношении которых возникает обязанность по выполнению нормативов утилизации». Кроме того, система учета отходов будет автоматически оповещать производителей и импортеров товаров о необходимости уплаты экологического сбора посредством личного кабинета, если хозяйствующий субъект является пользователем информации и зарегистрирован в системе учета отходов. Полученная информация необходима при представлении: Новые требования к формированию и ведению реестра объектов НВОС Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
- утверждены новые Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду НВОС;
- признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572«Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Правилами установлены:
- виды и критерии объектов, подлежащих включению в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС);
- состав государственного реестра объектов НВОС;
- органы, уполномоченные на ведение реестра объектов НВОС, и их функции;
- особенности внесения сведений в государственный реестр объектов НВОС;
- нюансы направления хозяйствующим субъектом заявки на постановку объекта НВОС на государственный учет, документов об актуализации сведений об объекте НВОС, снятии такого объекта с государственного учета;
- требования к составу заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет и особенности ее рассмотрения;
- условия проведения корректировки сведений об объекте НВОС и порядок действий в данном случае;
- порядок действий при исключении объекта НВОС из государственного реестра.
По сравнению с действующим до 01.09.2022 документом, Правила более конкретизированы и приведены в соответствие с действующим законодательством.
При этом способ направления заявки на постановку объекта НВОС на государственный учет, документы об актуализации сведений об объекте НВОС, снятии такого объекта с государственного учета не изменились. Документы могут быть направлены хозяйствующим субъектом посредством:
- почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении;
- Единого портала государственных услуг;
- заполнения электронной заявки на сайте Росприроднадзора.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за хозяйствующими субъектами закреплена обязанность по постановке на государственный учет вводимых и эксплуатируемых объектов НВОС.
Государственный учет объектов негативного воздействия ведет Росприроднадзор путем формирования государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с требованиями законодательства. Объекты, оказывающие НВОС, при постановке на государственный учет вносятся в государственный реестр таких объектов, и для них определяется соответствующая категория. Отнесение к той или иной категории определяет требования к природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов.
Утверждение новых Правил связано с правовым пробелом в результате вступления в силу Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
В связи с новыми Критериями многие действующие объекты НВОС, категория которых уже была определена ранее, оказались не соответствующими их положениям. Так, например, некоторым объектам вместо III категории НВОС должна быть присвоена II категория или наоборот. Однако в рамках действующего законодательства изменение категории НВОС при отсутствии отклонений технологических процессов было невозможно.
Пунктом 42 Правил установлена возможность проведения корректировки сведений об объекте НВОС в случае:
- изменения критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий;
- дублирования сведений об одном и том же объекте НВОС в государственном реестре;
- утраты объектом единства назначения или, наоборот, установления неразрывной физической или технологической связанности нескольких объектов;
- исправления ошибок, опечаток в государственном реестре объектов НВОС.
Т.е. на законодательном уровне установлена возможность изменения присвоенной категории объекту по уровню НВОС при изменении критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий. Требования к заявлению, необходимому при проведении указанной процедуры, установлены пп. 52, 53 Правил.
Если объекты НВОС I, II, III, IV категорий НВОС не соответствуют Критериям, то таким организациям в обязательном порядке необходимо провести актуализацию сведений об объектах НВОС. Требования Правил также необходимо учесть хозяйствующим субъектам, планирующим ввод объектов НВОС в эксплуатацию с 01.09.2022.
Внесены изменения в законодательство по установлению СЗЗ Постановлением Правительства РФ от 03.03.2022 N 286 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» уточнен порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. В соответствии с поправками, указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Роспотребнадзор определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно¬-защитных зон принимаются его территориальными органами. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 марта 2022 г. N 84 определены объекты, в отношении которых СЗЗ устанавливаются, изменяются, прекращают существование на основании решений территориальных органов Роспотребнадзора. Определено, что к таким объектам относятся объекты II-V классов опасности по санитарной классификации, приведенные в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74»: Действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 продлено до 01.01.2025. Внесены изменения в законодательство о лицензировании в области обращения с отходами 1 марта 2022 года вступили в силу изменения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 N 271 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290». Актуализировали лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии. Так: у соискателя лицензии и его работников должны быть документы об образовании и квалификации для работы с отходами. Для перевозки отходов транспортные средства нужно оборудовать специальными знаками, которые обозначают класс опасности отходов. Документ также установил предельные сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2022 № 648 дополнило Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности новыми пунктами. Уточнили требования к зданиям, строениям и сооружениям для размещения отходов I - IV классов опасности. Отнесли к грубым нарушениям отсутствие специальных знаков на транспортных средствах. Требования вступят в силу 01.09.2022 г. Новая система обращения с отходами I, II класса 1 марта рынок обращения с отходами I и II классов опасности начал жить по новым правилам. ФГУП «Федеральный экологический оператор» приступило к работе в качестве федерального оператора согласно Распоряжению Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р. В соответствии с п. 4 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ с 1 марта 2022 г. федеральный оператор, которым осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов на всей территории России. Соответственно, операторы по обращению с отходами I и II классов, отобранные федеральным оператором на конкурсной основе и заключившие с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов, могут осуществлять деятельность по сбору таких отходов, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 N 211 «О ценообразовании в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности» установлены система, принципы и методы регулирования предельных (максимальных) тарифов на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I и II классов опасности. ФАС России определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования указанных тарифов. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2022 N 220/22 установлены предельные (максимальные) тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I-II классов опасности. Принято постановление об автоматическом продлении разрешительных документов в 2022 году Согласно постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», принято решение о продлении на 12 месяцев действия ряда природоохранных разрешительных документов, если срок их действия истекает с 14.03.2022 по 31.12.2022. Будут продлены сроки действия: Изменились сроки вступления некоторых законодательных актов Приняли Федеральный закон от 26.03.2022 N 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в отдельные законодательные акты РФ: Меняются сроки вступления в силу законодательных актов, содержащих наиболее обременительные обязательные требования. Снизили штрафы для малого и среднего бизнеса Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП: По правилу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.
|
Создание сайта Тверь - BK Company © BKcmsLite |
ООО "ЭкоЛогика" © 2016 Все права защищены. Использование материалов запрещено. |